Городской информационный портал KRASNOUFIMSK.RU
Ко Дню местного самоуправления: из истории
Array

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

 

 

Городские новости. Красноуфимск

Если бы жили в 19 веке, то нашу администрацию называли бы уездной земской управой, главу города – председателем, депутатов Думы -  гласными.

В красноуфимском краеведческом музее хранятся  журналы Красноуфимского уездного собрания и Красноуфимской городской думы, передающие прошлую жизнь нашего края. Эти артефакты местного самоуправления прошлых веков можно увидеть на выставке, посвященной Дню местного самоуправления. А более подробно о нашем земстве - читайте материал Л.Е.Алексейчик, научного сотрудника Красноуфимского краеведческого музея «Органы местного самоуправления в России в пореформенный период: в сельской местности – земство, в городе – городская дума и их деятельность в Красноуфимском уезде и в городе Красноуфимске (1870-1917гг)»

Красноуфимское земство

Потребности капиталистического развития страны и революционный натиск вынудили царское правительство провести в 60-х-70-х годах XIX века ряд буржуазных реформ, в том числе и земскую. Эти реформы были тесно связаны с отменой крепостного права и являлись продолжением и дополнением ее. Земская реформа дополняла реформу 1861 года в области административной, объективно давала возможность привести местное хозяйство в соответствие с новыми социальными условиями.

Согласно Положения «О земских учреждениях» 1864г., вслед за центральными губерниями, земские учреждения стали вводиться и в окраинных губерниях европейской части России.

В Пермской губернии земства – органы местного самоуправления, были введены в 1870 году. Земские учреждения вводились в двух местных административно-территориальных единицах: в уезде и в губернии. Были лишены основания и не имели вершины, занимая своеобразное изолированное положение в аппарате власти. Земские учреждения создавались как учреждения выборные. Выборы основывались на принципе имущественного ценза, в Пермской губернии он составлял не ниже 350 десятин земли или же требовалась недвижимая собственность ценностью не ниже 15 тыс. рублей. (Черныш М.И. Развитие капитализма на Урале и Пермское земство., Пермь, 1959.,с.96.) Гласные уездных земских собраний избирались на трех избирательных съездах: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборщиков от сельских общин и избирались сроком на три года. Чтобы земское собрание было правомочным, требовалось присутствие не менее третьей части состава гласных, т.е. не менее 10-12 человек в уездном земском собрании. Решения принимались большинством голосов путем открытого голосования или закрытой подачи голосов избирательными шарами. Женщины непосредственно к участию в земских учреждениях не допускались.

В мае 1870г. в 12 уездах Пермской губернии были проведены учредительные чрезвычайные уездные собрания с выбором гласных в управы и уездные земские собрания,  также с избранием губернских гласных. В этот же период открылись и уездные земские управы – исполнительный орган земских собраний. Председатель и члены управ получали высокое жалованье и избирались сроком на три года.

Распорядительная «власть» принадлежала уездным и губернским земским собраниям. 

 Первое уездное земское собрание в Красноуфимске состоялось в сентябре 1870 г. Число гласных Красноуфимского уездного земского собрания составляло 30 человек: от землевладельцев – 16, от городских избирателей – 2, от сельских общин – 13. В Пермское губернское земское собрание от числа Красноуфимских земских гласных было представлено 5 человек.  Красноуфимское земство по своему социальному составу считалось крестьянским земством.

На земства были возложены обязанности, относящиеся к местным хозяйственным нуждам каждой губернии и каждого уезда. Круг этих обязанностей включал: заведование имуществом, капиталами и денежными сборами земства; устройство путей сообщения; обеспечение народного продовольствия; земское страхование; «попечение» о развитии местной торговли и промышленности, о народном образовании, народном «здравии», охранение хлебных посевов и борьба с вредителями сельского хозяйства и т.д. Для исполнения таких по делам земств обязанностей, которые по своему свойству требуют особых познаний и подготовки, земские управы могли приглашать посторонних лиц.  Особенности этой службы, с ее ответственностью непосредственно перед крестьянским обществом, с ее отчетами не только перед управой, но и перед земскими собраниями, само место земского служащего среди народа – все это способствовало формированию ряда профессиональных отрядов земской интеллигенции, связанных между собой и представлявших в целом определенную социальную группу. 

Земская интеллигенция была частью русской интеллигенции, она не состояла на государственной службе и не принадлежала к составу земских гласных. Учителя, врачи, статистики, агрономы становились типичными представителями земской интеллигенции. Они работали среди народа, находясь на службе земства, подвергались контролю со стороны администрации, которая наблюдала за всей местной жизнью.

Введение земства с его публичностью заседаний, гласностью отчетов было целым переворотом  в умах общества и особенно простого народа. То, что прежде решалось в тиши канцелярий, теперь впервые предстало перед обществом и сделалось доступным для его обсуждений. Быть может, в этом лежит разгадка того высокого нравственного подъема в обществе в 70-х годах XIX века. Без этого воодушевления  земству трудно было решать те проблемы, которые назрели в обществе. 

В Красноуфимском краеведческом музее хранятся Журналы Красноуфимского уездного земского собрания (далее: ЖКУЗС), как очередных, так и внеочередных собраний. По виду – это довольно объемные тома, где опубликованы целые доклады, в основном, специалистов: врачей, агрономов, ветеринарных врачей, статистика, инспектора по народному образованию и других, а также доклады председателя Красноуфимской уездной земской управы. Из этих опубликованных сообщений мы и узнаем об экономических и социальных проблемах в Красноуфимском уезде, о деятельности земской управы и результатах работы Красноуфимского земства, как членов его управы, так и гласных земского собрания. 

Красноуфимская городская дума

Имея представления о земском (сельском) местном самоуправлении в нашем крае, хотелось бы сказать и о работе местного городского самоуправления.  

Организация городского самоуправления определялась Городовым положением от 16 июня 1870 года и была основана на тех же принципах, что и земское самоуправление.

Городское общественное управление в России организовано на основании законоположений 1870 и 1892 годов (так называемое «Городовое положение»). Органами этого управления стали городские думы и городские управы. Гласные (в настоящее время - депутаты) городской думы, число которых зависело от числа населения города и было определено минимум – 20 человек, максимум -160 человек – для столиц, избирались городскими жителями, владельцами недвижимого имущества, оцененного для взимания городских сборов в сумме от 300 до 3000 рублей, в зависимости от численности населения города, а также и купцами 1-ой гильдии в столицах и 2-ой гильдии в уездных и губернских городах. Лица, не владеющие недвижимым имуществом  соответствующим законным требованиям, все торговцы и промышленники, не имеющие купеческих свидетельств 1-ой и 2-ой гильдии, а также все остальное городское население избирательным правом не пользовались, в городском общественном управлении не участвовали, даже если они и платили городские сборы. 

Таким образом, данный орган общественного управления не являлся представителем всего городского населения, а лишь незначительной его части. В сферу компетенции городских дум входило: заведование городскими сборами, капиталами и имуществом города, попечение о внешнем благоустройстве (мостовые, водоснабжение, освещение), пожарное дело, больничное дело, школьное дело, забота о бедных и прочее.

Главные источники городских доходов: оценочный сбор с недвижимого имущества, с документов на право торговли и промыслов, с трактирных заведений, с извозного и перевозного промысла, с лошадей, экипажей, собак и прочее. 

Дума имела право издавать обязательные постановления по различным отраслям городского благоустройства, которые утверждались  губернатором, (если это дума губернского города) или градоначальником (если это дума уездного города), которым было предоставлено право опротестовать  постановления думы, которые не соответствовали закону или «не соответствовали  общей пользе и местным интересам».

Органами надзора и контроля за деятельностью городской думы, кроме губернской власти, являлся городской голова. В качестве исполнительного органа - городской думы считался городской голова и городская управа, состоящая из 3 - 6 человек. Члены городской управы и городской голова выбирались из состава гласных городской думы. Члены городской управы утверждались губернатором и избирались сроком на четыре года. Городской голова утверждался Министерством внутренних дел и также сроком на четыре года. Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского головы и городскую управу.

В состав городской думы, кроме выборных гласных, входили председатель местной уездной земской управы и депутат от духовного ведомства. 

Срок полномочий городских органов самоуправления в отличие от земских, избираемых на  три года, составлял четыре года.

В Красноуфимском краеведческом музее хранится несколько журналов Красноуфимской городской думы с подробным изложением рассматриваемых вопросов.  Так, в журнале Красноуфимской городской думы  от  15 февраля 1889 года сказано, что заседание открыто господином городским головой Александром Ивановичем Серебренниковым в присутствии господ гласных: А.И. Крюкова, И.В. Луканина, И.А. Ивочкина, П.П. Станова, Т.Е.  Ярославцева, А.И. Булатова, А.А. Левина, Д.И. Кропанева, П.М. Пономарева, И.А. Шевелина,  А.А. Зубарева,  О.А. Юшманова, П.И. Серебренникова, М.И. Мизерова, В.П.Филатова, Л.Я. Оболенского, Г.Г. Сапожникова, Ф.А. Китаева, Н.Г. Свирепова и А.В. Булатова. Всего 20 человек. По социальному положению: Серебренников, Шевелин, Крюков, Луканин, Кропанев, Оболенский, Ярославцев, Юшманов – принадлежали к купеческому сословию, Мизеров – земский врач, Китаев – преподаватель, Филатов – священник.

Информация подготовлена Л.Е.Алексейчик, научным сотрудником Красноуфимского краеведческого музея

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить