Наталья Швейцер (в девичестве Юровских) проживает в Екатеринбурге, каждое лето она гостила в Красноуфимске у бабушки. Поэтому всегда с теплотой вспоминает свое детство, проведенное здесь. С недавнего времени начала интересоваться историей города, его жителями, с кем довелось познакомиться в свое время.
«Мой любимый и замечательный город Красноуфимск, здесь прошло мое детство. Здесь на Камушке на улице Советской, где сейчас стоит олень, стоял дом, в котором жила сначала моя прабабушка Августа Алексеевна Волкова, она была депутатом местного совета и всегда всем помогала.
Когда в первые дни войны 1941 года погиб мой дедушка, моя бабушка Вера Николаевна Мальгина приехала из Нижнего Тагила вместе с дочкой, моей мамой, Светланой Яковлевной Мальгиной к единственной тогда родственнице Августе Алексеевне и так осталась здесь навсегда.
Бабушка Вера Николаевна работала на ремонтно-механическом заводе: сначала на станке, а потом наладчиком. По рассказам бабушки, в войну на заводе производили метровые снаряды.
Мама вспоминает, что они с друзьями приходили на завод и устраивали там концерт: пели и танцевали. Помнит, как ели кожуру от картошки, а из картошки отрезали дольки и прикладывали их к раскаленной печке, вкуснее лакомства не было. Помнит мама и День Победы. Ее отправили за молоком со стеклянной банкой. Она была очень шустрой девочкой и не ходила, а бегала. Понеслась она с Камушка и в это время закричали люди «Ура! Победа!» От неожиданности и радости моя мама, Светланка, как ее все звали, упала, банка разбилась и от ее осколков мама поранила руки.
Тут же вернулась и забежала в дом с радостной вестью, махая руками, которые были в крови. «Я была ранена в День Победы!» — рассказывала потом всем мама. Училась она сначала в начальной школе, а потом заканчивала школу № 1.
В школе маму звали «Хозяйкой Медной горы», потому что она была огненно-рыжая, кудрявая и жила на Камушке. Окончив школу, мама уехала в Екатеринбург. Там работала и училась в строительном техникуме на вечернем отделении. Потом вышла замуж и стала Юровских. Работала в банке, потом устроилась в СМУ на Уралмаше, где и проработала до выхода на заслуженный отдых.
В 1959 году родилась дочка Галина, а в 1967 году – я, Наталья.
Все мое детство связано с Красноуфимском. Каждое лето мы с родителями приезжали погостить к бабушке, Вере Николаевне. Когда я родилась, моей прабабушки Августы Алексеевны уже не было в живых. Поэтому знаю я ее только по рассказам моей мамы. Она была добрейшей души человеком и очень культурным.
В моей памяти всплывают картины из моего детства. Дом на Камушке был двухэтажный, нижний этаж был в глубине скалы.
На второй этаж мы поднимались по деревянной лестнице сбоку. Вокруг дома был заборчик и металлическая ажурная калитка.
У дома стояла скамейка, где играл на гармошке сын Григория Алексеева и Анны Михайловны Александр.
И на этой скамейке моя маленькая тогда мама Светланка училась играть на скрипке.
Августа Алексеевна Волкова и Вера Николаевна Мальгина занимали половину дома первого и второго этажей. Алексеевы занимали вторую половину дома. Мы, в основном, жили на втором этаже, а на первом этаже жили квартиросъёмщики.
Если мысленно стоять лицом к нашему дому, то наша половина дома была справа.
Мое детство было самое веселое и замечательное. Я никогда не сидела на месте. Я бегала, играла с друзьями везде. Знала всю ул. Советскую и 8 Марта, а также прилегающие и близлежащие улицы. У меня было много друзей, но, к сожалению, я не помню ни имен, ни фамилий и фотографий нет. Мне было тогда, наверное, лет восемь.
Мы уезжали в Екатеринбург на машине утром и все мои друзья пришли меня провожать. Стояли и махали мне вслед долго-долго. Моя сестра Галинка меня старше на восемь лет.
У нас сохранились фотографии друзей: Оли Старожиловой, Андрея, Тани, это был год 1975.
Рядом, во дворе нашего дома была деревянная беседка там собирались все ребята 15-16-ти лет, а мы, детвора, бегали вокруг.
Хорошо помню дядю Гришу Алексеева, он был инвалидом без обеих ног и передвигался на коленках, опираясь руками. У него была машина, в которую он резво запрыгивал. Несмотря на инвалидность, он был сильным, подвижным и веселым.
Помню, что наш дом был очень мощным и крепким: и снаружи и внутри. Всегда было идеально чисто и в подвале, и вверху. В комнате висели вышитые моей бабушкой белые шторы, на столе и этажерках лежали белые кружевные салфетки.
Помню утро, которое приходило в наш дом. Солнечные лучи проникали сквозь белые кружевные шторки, был слышен шум просыпающегося города. Как я любила этот момент утреннего счастья! Я лежала с замиранием сердца и прислушивалась к этим звукам, чтобы не спугнуть ощущение радости и безмерного счастья. Подглядывала, как шевелилась занавеска на окне от ветерка, как мама ходит по комнате на цыпочках, чтобы меня не разбудить.
Помню, как сушили на крыше дома яблоки, малину и грибы. У нас всегда был заготовлен стратегический запас на зиму из фруктов, ягод и грибов. Помню, как любила сидеть на Камушке около дома и наблюдать за жизнью города.
В 1972 году рядом с нашим домом на Камушке построили пятиэтажный дом, а бабушку Веру Николаевну переселили в него, когда снесли дом в 1976-1978 годах. Наших соседей Алексеевых тоже переселили в этот дом.
У бабушки, Веры Николаевны, была в последние годы подруга — Валентина Николаевна Городилова, которая жила вместе с ней в квартире.
Когда в 1987 году бабушка моя умерла, моя мама отказалась от квартиры и всех вещей, находящихся в ней. Все вещи мама оставила подруге бабушки Валентине Николаевне Городиловой. Моя бабушка очень красиво вышивала скатерти и салфетки, я бы очень хотела найти что-нибудь из ее рукоделия.
Моя мама, Светлана Яковлевна, еще в детстве мечтала построить дом, иметь большую семью, которая будет собираться за круглым большим столом на котором будет стоять самовар.
Моя мама очень счастливый человек. Все сбылось! Она всю жизнь, как она говорит, строила дома и у нее большая семья: две дочери, четыре внучки, два правнука и шесть правнучек. И, дай Бог, будет еще больше.
И сейчас, спустя время, глядя на Камушек и на стоящего там оленя, я задаюсь вопросами, на которые очень хотела бы получить ответы. Кто строил наш дом и в какие годы? Кто и зачем словам наш дом? Может быть, кто-то знает ответы на эти вопросы. Также мне очень хотелось бы найти своих друзей детства, а еще – родственников бабушки ной подруги Валентины Николаевны Городиловой».
Марина Стахеева, газета "Вперед"
Фото: Из семейного альбома Н. Швейер