Городской информационный портал KRASNOUFIMSK.RU
"Под крылом Демона" в центральной библиотеке
Array

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

 

 

Городские новости. Красноуфимск

Вниманию красноуфимцев представляется книжно-иллюстрированная выставка, посвященную 200-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, оформленная в читальном зале центральной библиотеки. 

Михаил Лермонтов прожил всего лишь 27 лет, но какой блистательный след оставил. Его творчество оказало огромное влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX-XX веков, получило отклик в живописи, театре, кинематографе, стало подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного искусства.

 Мы постарались раскрыть гениальные произведения  Михаила Лермонтова,  пьесу  «Маскарад»  и поэму «Демон». 

"Меня всегда поражает в "Маскараде" Лермонтова правдоподобие вымысла!" - говорил Ираклий Андроников.

«1835 год - год написания драмы "Маскарад". Еще жив Пушкин, еще не написаны анонимные письма... А Лермонтов - ему всего 21 год! - пишет трагедию... Старания Лермонтова увидеть свою пьесу на сцене отозвались на его судьбе. Бесконечные изменения (по требованию драматической цензуры) не могли изменить главного: блистательный Петербург с его высокими особами, внешне благопристойный, скрывает под маскарадными масками свои пороки и преступления.» - так писал Ираклий Андроников. 

На выставке представлена книга, Ираклия Андроникова «Лермонтов. Исследования и находки».

Первый раз пьесу «Маскарад» поставили в 1852 году в бенефис актрисы М. Валберховой в Александринском театре. Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году. 

25 февраля 1917 года в дни Февральской революции, под звуки выстрелов на улице, состоялась премьера спектакля «Маскарад» в Александринском театре. Над постановкой «Маскарада», считающегося самым дорогим спектаклем Александринского театра, режиссер В. Мейерхольд работал в течение шести лет. Готовить спектакль ему помогал художник Александр Головин, который создал тысячи эскизов будущих костюмов и элементов декораций. 

Последний раз спектакль ставился на сцене 1 июля 1941 года. Большая часть его декораций была уничтожена во время блокады Ленинграда. 

Подробности работы над постановкой, можно узнать в статья «Легендарный «Маскарад» Мейрхольда — Головина», опубликованная в газете «Искусство», издательства «Первое сентября в 2007 году.

Осенью 2014 года, художественный руководитель и режиссер Александринского театра в Санкт–Петербурге, Валерий Фокин, в в новом сезоне частично воссоздал знаменитый дореволюционный спектакль «Маскарад» режиссера В. Мейерхольда. Об этом пишет корреспондент «Российской газеты» И. Корнеева в статье «Маскарад 1917 года». 

Также в спектакле "Маскарад" звучит знаменитый вальс Арама Хачатуряна, который был написан специально к вахтанговскому спектаклю "Маскарад" в постановке Андрея Тутышкина 1941 года и посвящен исполнительнице роли Нины – Алле Казанской. Впервые он прозвучал 21 июня 1941 года.

Художественную ценность представляет книга Лермонтова «Маскарад», выпущенная издательством «Советская Россия» в 1989 году, с иллюстрациями художника С. Острова.

Филологам, литературоведам и читателям известно уникальное издание Лермонтовской энциклопедии, вышедшей в 1981 году под редакцией В.А. Мануйлова. На 746 страницах одного тома энциклопедического формата — несколько тысяч статей и заметок и обширный иллюстрированный материал.

Несомненно, что поэма Лермонтова  «Демон» принадлежит к высочайшим вершинам русской поэзии, вдохновившим  не одно поколение поэтов, художников, композиторов и музыкантов.

Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. В коллекции художника есть рисунки к разным произведениям поэта, но только цикл работ к поэме «Демон» оказался в судьбе художника больше, чем иллюстрациями. Демон стал образом-символом страдающей души художника.

Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Проживи Лермонтов еще, нет сомнений, что "Демон" продолжал бы меняться, так что, в итоге, он возможно стал бы совершенно другим по сравнению с тем, каким мы знаем его сейчас. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения... 

Читателям будет интересна статья Н. Платоновой «Демон» Лермонтова и Врубеля», опубликованная в журнале «Юный художник», № 9 за 2014 год. 

Также на выставке представлены следующие книги, раскрывающие творчество художника Михаила Врубеля. Это иллюстрированный сборник Л.А. Ефремовой «Врубель» и  альбом Н.А Дмитреевой «Михаил Врубель. Жизнь и творчество».

На выставке представлено одно из лучших  собрание сочинений Михаила Лермонтова в четырех томах, выпущенное издательством «Художественная литература» в 1983 году. Вступительная статья  и комментарии подготовлены Ираклием Андрониковым. Издание откроет творческое наследие гения русской литературы, это стихотворения, поэмы и повести в стихах, драмы, проза и письма.

В эти торжественные дни празднования 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова отражается то грандиозное значение бесценного дара поэта, который он щедро преподнёс нашей национальной культуре.  

Г. М. Сафонова

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить